Сначала немного статистики. По итогам первого полугодия 2012 года, главный экономический показатель на мебельном рынке - производство мебели в РФ - выросло на 15%. При этом выше рынка в денежном выражении увеличилось производство офисной мебели (22%). Что касается кухонной мебели, то, в сравнении с прошлым годом, рост замедлился (почти 110% в 2012-ом против 124% в 2011-ом).
В количественном выражении быстрее рынка росло производство в следующих категориях: столы обеденные деревянные для столовой и гостиной (+32%), мягкие кресла с металлическим каркасом (+34%), мягкие диваны, тахты, кушетки с металлическим каркасом (+23%).
По объему продаж в первом полугодии доля импортной мебели составила 55,6%, отечественной – 44,4%. Т.е. отечественные производители продолжают уступать позиции зарубежным производителям: Китай – эконом-сегмент, Италия – премиум. При этом в самой Италии отрасль переживает глубокий кризис. Так, начиная с 2008 года, количество банкротств коснулось порядка 2000 мебельных фабрик, объемы производства упали на 3%, что в денежном эквиваленте составило до 16,8 миллиардов евро, поэтому все силы Италия сейчас направляет на экспорт. В 2011 году объемы итальянского мебельного экспорта составили 7,891 миллиардов евро, и – внимание! - целых 7% из них пришлось на Россию, что составило 40% из всего объема ввозимой в РФ импортной мебели. Китай увеличил поставки на 20%, и, по итогам 2011 года, впервые вышел на первое место по объемам экспорта мебели в Россию, потеснив даже Италию! Все это говорит о том, что мебельный рынок в России имеет огромный потенциал для роста, особенно в сравнении с европейскими странами, которые сейчас переживают нелегкие времена. И здесь большой вопрос – это возможности наших российских мебельщиков: сумеют ли они удовлетворить спрос покупателя, либо отдадут рынок иностранным производителям, для которых Россия становится стратегической площадкой для развития бизнеса?
Лично для меня оценкой отрасли всегда были и остаются специализированные выставки, здесь можно сразу понять, какое настроение на рынке, есть ли развитие, спрос, какова активность. Так, например, прошедшая выставка «Лесдревмаш» четко охарактеризовала ситуацию на рынке деревообработки, и, к сожалению, она не радужная. Оказывается, в России, одной из самых богатейших природными ресурсами страны, заканчивается лес. Это не шутка, дело в том, что лес, который можно было вырубать, не вкладывая при этом больших средств, заканчивается, а строить подъездные дороги, инвестировать в транспорт и оборудование пока никто не планирует, в том числе и государство. Отрасль страдает, оборудование стоит на складах, компании теряют прибыль. Я рассуждаю о рынке деревообработки неспроста, ведь он так тесно связан с мебельным.
Однако одна из крупнейших в нашей стране отраслевых выставок «Мебель-2012» продемонстрировала весьма неплохие результаты – более 50 000 посетителей, 815 компаний-экспонентов из 36 стран мира. Общее количество участников этого выставочного проекта значительно возросло, увеличилось число региональных игроков, что также не может не радовать. По моему ощущению, крупные и средние мебельные компании активно готовятся к конкуренции с зарубежными производителями после вступления России в ВТО. И в целом идут в правильном направлении: позитивно настроены на работу, значительно обновляют коллекции, делают мебель более современной не только с «внешней стороны», но и по функционалу и используемым в мебели технологиям.
Отечественные компании продолжают идти по пути так называемой «стилевой отстройки» от конкурентов – продвигают мебель определенной стилистики или сегмента (DMI – коллекция премиум-класса, Огого обстановочка (Костромамебель) – мебель в современном «молодежном» стиле). С другой стороны, наблюдается общая тенденция к расширению продуктовой линейки – мебельщики делают свой ассортимент более разнообразным, «входят» в другие сегменты: к примеру, компания «Роникон», известная на рынке в первую очередь как производитель шкафов-купе, представила новую торговую марку кухонной и корпусной мебели. Фабрика «Яна», производитель «корпуса», выпустила коллекцию мягкой мебели. И это – повсеместное явление на отечественном мебельном рынке. Помимо этого, на этой выставке были представлены сразу несколько новых мебельных брендов (Hit Line и другие).
Традиционно растет рынок «матрасников» - их количество, по сравнению с прошлым годом, увеличилось. А вот число участников рынка мягкой мебели на этой выставке стало явно меньше – я, конечно же, не беру в расчет холдинг «8 Марта», который и в этом году выставил привычно масштабную экспозицию.
Эксперты рынка отмечают: временной промежуток между демонстрацией той или иной тенденции в мебели на ведущих мировых специализированных выставках и массовым внедрением этой тенденции на российский рынок из года в год стремительно сокращается. Так, на выставке «Мебель-2012» крупнейшие отечественные производители показали продукцию, изготовленную с учетом сегодняшних тенденций европейского рынка. И это не может не радовать.
На этой выставке я для себя выделила несколько трендов, которые, вслед за европейским рынком, стали актуальными и для отечественных производителей мебели.
5 основных тенденций:
Наблюдения после посещения ведущих европейских мебельных выставок 2012-ого года - IMM Cologne (Кельн, Германия) и iSaloni (Милан, Италия).
1. Динамичность и трансформация. Один из достаточно свежих трендов в мебели – это возможность быстрого изменения внешнего вида интерьера без каких-либо перемещений предметов. Мебель сегодняшнего и, без сомнения, завтрашнего дня должна «уметь» трансформироваться и «подстраиваться» под ситуацию, обстановку или настроение ее владельцев. Считаю, что в будущем значимая доля фурнитуры будет «двигаться» в этом направлении. Так, уже сейчас очень популярны монорельсовые системы для раздвижных дверей: в одном положении фасады закрывают одну часть мебели (например, телевизионную плазму), предлагая взору коллекцию любимых книг, а в другом положении превращают вашу мебель в комфортный домашний кинотеатр. В погоне за экономией места, все чаще можно встретить механизмы трансформации столов, кроватей и других предметов интерьера, что позволяет изменить мебель не только визуально, но и придать ей дополнительную функциональность. Кроме того, все чаще в европейской мебели появляются системы, которые призваны объединить кухонное пространство и гостиную, но пока они остаются достаточно дорогими и сложными в установке и использовании.
2. Стиль минимализм - на «поддержание» этого стиля «работают» сразу несколько решений:
3. Индивидуальность. Этот тренд направлен на то, чтобы, используя стандартную фурнитуру, которую не нужно заказывать большими партиями, мебельщик мог создать мебель с присущей ей индивидуальностью. Это, например, ручки с возможностью вставки пластика или другого материала любого цвета, плинтус и алюминиевые ручки-профили, в которые можно поместить кромку в цвет мебели или на контрасте с ее доминирующим цветом. Стандартная фурнитура в таком новом исполнении воспринимается совершенно по-другому, тем самым повышая ценность мебели в глазах потребителя. К этому же тренду можно отнести различные вставки в системы ящиков с двустеночными боковинами.
4. Покрытие в цвете бронза. Классический стиль в мебели, наверное, никогда не перестанет быть популярным в мире и особенно в России, ведь такая мебель смотрится дороже и подчеркивает статус ее владельца. Поэтому производители, наряду с развитием направления современной мебели, из года в год демонстрируют новые коллекции мебели в стиле классика и ретро. Благо сейчас на выбор у мебельщиков - различные комплексные решения в цвете бронза от ведущих игроков рынка фурнитуры и комплектующих. Данные решения включают: выдвижные сетчатые корзины, посудосушители, рейлинг и барную трубу для кухонь, четырехшарнирные, карточные и врезные петли, полкодержатели и менсолодержатели, замки, мебельное освещение, метизы и стяжки, мебельные ручки и крючки от итальянских производителей. Благодаря такому комплексному подходу, мебельщики имеют возможность создавать классическую мебель со всей фурнитурой и наполнением в едином стиле.
5. Нержавеющая сталь. Если для классики сейчас наиболее актуально бронзовое покрытие, то для мебели в стиле модерн одним из главных трендов является использование нержавеющей стали (или материалов с покрытием под нержавейку). Все чаще на международных выставках и в европейских салонах мы встречаем кухни либо частично (столешница), либо полностью выполненные из нержавейки. В этом направлении «движется» и фурнитура. Так, например, ручки, кухонные рейлинги, плинтусы и цоколи из нержавеющей стали (или с похожим покрытием) прекрасно сочетаются с современной бытовой техникой.
6. Мебельное освещение. Свет в мебели сегодня – это неотъемлемая ее часть. Чем лучше свет, тем дороже выглядит мебель. Таким образом, не только фасады и лицевая фурнитура стали важнейшим фактором при выборе мебели потребителем, но и свет. Причем в основном это светодиоды – за ними будущее!
7. Стекло и зеркало. В современной мебели используется все больше стекла и зеркал, это стало возможным не только в связи с улучшением качественных характеристик самих материалов, но и с появлением необходимой фурнитуры для их использования. Современные решения позволяют устанавливать стекло и зеркала с минимальной обработкой и зачастую не требуют даже сверления полотна (УФ-клей, зажимная фиксация и т.д.), что, в свою очередь, удешевляет производство. Теперь мы все чаще видим решения, которые ранее применялись только в торговом оборудовании, а теперь установлены и в жилой мебели.
Нет ничего удивительного в том, что сейчас в рабочей и предпраздничной суете нам всем не хватает времени на то, чтобы проанализировать итоги уходящего года и выстроить планы на будущий год. Несмотря на это, коллеги, все же призываю вас в своем жестком графике выделять несколько минут не изучение ситуации на мебельном рынке. Я уверена, что именно сейчас крайне важно максимально оперативно отслеживать все изменения, «держать руку на пульсе», чтобы всегда быть на шаг впереди конкурентов, предлагая покупателям мебель, изготовленную с учетом самых современных дизайнерских и технологических решений. Если же вы не планируете посещать, к примеру, ведущую мировую выставку IMMCologne-2013, но хотите быть в курсе всех главных событий глобального мебельного рынка, можете положиться на меня. Могу предложить вам общий отчет о последних актуальных тенденциях для того сегмента, который интересует именно вашу компанию. Кстати, отчет по выставке iSaloni-2012 был полезен многим клиентам нашего рекламного агентства REKANA.
Наталья Баршева
Благодарю за помощь в подготовке материала
руководителя отдела менеджеров по продукту
компании «МДМ-Комплект» Михаила Кушнеревича
Мебель Professional
№ 12/2012